Рекомендации для родителей
по развитию читательского интереса удетей
Уважаемые мамы и папы!
Ваш ребенок освоил алфавит и научился читать? Поздравляем! Но далее перед вами стоит гораздо более сложная задача. Нет, выучить буквы вашему ребенку, безусловно, было не так-то просто, но важнее и тяжелее заставить его пользоваться новыми приобретенными им навыками – начать читать. Ребенок плохо читает, ребенок не любит читать, ребенок не хочет читать - с этими проблемами сталкиваются многие родители. Как же исправить сложившуюся ситуацию? Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!
Памятка №1. Рекомендации для родителей
-
Перво-наперво, формулировку «как заставить ребенка читать» поменяем на «как сделать так, чтобы ребенок захотел читать». Все, что делается из-под палки, ничего хорошего не приносит. Ваши дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, а не делать это потому, что «так мама велела». Таким образом, чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Последнее поясним: ни в коем случае не должно быть такого: «если прочитаешь столько-то страниц, то сможешь идти и делать то-то, или тогда я куплю тебе это, или я подарю тебе что-то». Книги сами по себе должны быть наградой.
-
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Книги, которые вы предлагаете ребенку, должны быть ему интересны. Здесь есть два важных момента.
Первый – это ориентация на вкусы и предпочтения ребенка. От простого – если он любит сказки про волшебство или про животных, то это должны быть волшебные сказки или сказки, где главными героями являются звери. До менее очевидного – если вы купили в подарок ребенку плюшевого медведя, то предложите сказку Милна про Винни Пуха, как историю о приключениях нового друга вашего ребенка. Захотел ребенок, чтобы у вас дома жила кошка – откройте вместе книгу Эрнст Сетон Томпсон «Королевская Аналастанка». Младшему школьнику – «Баранкин, будь человеком». Желающему стать ветеринаром – рассказы Хэрриота. Увлеченным сыщиками и детективами – «Кале Блюмквиста». Ну и т.д. под события в жизни.
Второй момент – ребенок должен осознавать, что книга является источником знаний и информации самого разного рода. В течение дня вы наверняка получаете от своего чада миллионы вопросов «что это?», «зачем это?», «почему так?», «как называется?», «что означает?». Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов - ищите их вместе в книгах. Вам в помощь будут как художественные произведения, так и детские энциклопедии.
Маленькая и вполне очевидная хитрость – остановить чтение на самом интересном месте. Причины: вы устали, нужно приготовить обед, постирать, сходить в магазин, позвонить подруге – все, что угодно. Книга остается в распоряжении ребенка. Любопытство и нетерпение непременно возьмут верх, и ребенок будет читать сам.
Вы можете читать по очереди с дочерью или сыном, можете превратить чтение в игру, читая по ролям, можете брать книги с игровыми элементами-заданиями, которые вовлекают ребенка в процесс чтения, делая его непосредственным участником событий, как, например, в замечательной книге Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А».
-
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи, спрашивайте ребенка мнение о событиях и персонажах. Задавайте вопросы, интересуйтесь, как бы он поступил на месте того или иного героя.
-
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
-
Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О любимых книгах рассказывайте с восхищением.
-
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
-
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.
-
Воспитывайте бережное отношение к книге.
-
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
-
Не покупайте диски с фильмами, снятыми по тем книгам, которые вы планируете для чтения. Пусть каждая книга, которую держит ребенок в своих руках, несет элемент загадки, сюрприза. Диск можно купить потом, если ребенок сам попросит об этом, после того, как прочтет книгу.
-
Чаще заходите в книжные магазины, отдавая предпочтение тем, где книги свободно стоят на полках, так что их можно спокойно взять в руки, полистать, оценить иллюстрации и содержание. Если ребенку понравилась одна книга, а вам – другая, лучше купить сразу обе. Если же такой возможности нет, то потратьте деньги на книжку, приглянувшуюся именно ребенку, чтобы показать ему, что вы уважаете его желания.
-
До определенного возраста контролируйте, какую именно литературу читают ваши дети. В детских книгах недопустима пропаганда жестокости, чрезмерная мистика и тому подобные вещи, способные негативно повлиять на ранимую детскую психику. В то же время никогда не заставляйте ребенка в приказном порядке читать тех или иных авторов. Если же вам хочется, чтобы ребенок приобщился к действительно качественной детской литературе, постарайтесь сделать это ненавязчиво.
-
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было место для хранения своих книг. Пока малыш еще совсем мал, с этой задачей прекрасно справится коробка из-под обуви или нижняя полка шкафа. С годами стоит подумать о приобретении стеллажа или книжного шкафа, где спокойно смогла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая» литература.
Совет 1
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
Совет 2
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Совет 3
Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице. Повторите упражнение несколько раз.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.
Обратить внимание на все эти довольно простые советы стоит как можно раньше, еще в ту пору, когда ваш малыш только знакомится с буквами. Уже тогда вы должны сделать книгу для ребенка привлекательной тайной. Ваши дети должны понимать, что учатся читать для себя, а не для мамы с папой, именно тогда они полюбят книги и увидят в них целый мир открытий и возможностей.
Памятка №2. Правила чтения для учащихся.
-
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
-
Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
-
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд напрасен.
-
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
-
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
-
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
-
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
-
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её чистой и опрятной.
-
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
-
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись выписать их в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка №3. Как готовить домашнее задание по чтению.
-
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
-
Посмотри, кто автор произведения.
-
Внимательно прочитай весь текст.
-
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе не понятен.
-
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
-
Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
-
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
-
Составь план пересказа текста.
-
Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
-
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
-
Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
-
Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
|